14fb7b9b

Арест Фирташа: Свежий тренд внешней политики Запада

Фирташ Вне зависимости от исхода крымского кризиса бизнес-партнеров Кремля будут ставить на место жестко и болезненно

Дмитрий Фирташ арестован в Вене по запросу ФБР. Официальные заявления гласят, что его задержание и ожидаемая экстрадиция в США никак не связаны с текущим общемировым кризисом, разразившимся после вторжения России в Крым и попыток организовать мятеж на юго-востоке Украины.Неофициально всем понятно, что арест наиболее аффилированного с Кремлем украинского олигарха — прямой сигнал Владимиру Путину и российской элите. Фирташ, чьи фирмы посредничали в газовых схемах, является носителем крайне интересных сведений. В том числе о том, каким образом в эти схемы было вовлечено нынешнее высшее кремлевское руководство. Вооружившись этими знаниями, финразведка США может основательно пощипать отдельно взятого президента-олигарха,  возомнившего себя ни то новой версией Сталина, ни то потомком Ивана Калиты. Или не пощипать, если новоявленный собиратель земель все же притушит свой пыл.
Этот пламенный привет Вашингтона, переданный Кремлю как раз накануне лондонских переговоров госсекретаря США Джона Керри и главы МИД РФ Сергея Лаврова, может выглядеть как частность. Одним Фирташем Белый дом убивает двух зайцев — ставит в неудобное положение Кремль и связанных с ним олигархов (которые могут пойти следующими) и доводит до апоплексии украинский олигархат — в случае резкого непослушания Дмитрий Васильевич на очередном допросе мало ли что рассказать может. Не исключено, что арест украинского газового магната — это первая ласточка ревизии Западом всей системы взаимоотношений с Россией.
Путин совершил несколько ошибок, попытавшись играть на украинском кризисе. Во-первых, он угрожает полномасштабной войной в географическом центре Европы и в политическом предбаннике ЕС. Во-вторых, он посчитал возможным устроить ревизию всей системы международных соглашений и гарантий, сложившихся после окончания холодной войны. Более того, нарушив принципы Будапештского меморандума, Путин заставил войти в конфликт США как второго основного гаранта суверенитета Украины. В отличие от безответственного Кремля, Белый дом своими гарантиями пренебрегать не может — слишком многое в нынешнем глобальном мире на них завязано. И, наконец, путинский режим нарушил целый набор негласных правил поведения.
Какие это за правила? Во-первых, костюм и галстук. Без костюма и галстука протиснуться диктаторским рылом в цивилизованный калашный ряд не получится. За право красиво выглядеть на саммите G8 или G20 надо платить. Саудовская Аравия — страна с точки зрения европейца откровенно дикая. Но нефть,  выгодное геополитические положение и понимание реалий позволяет ее лидерам прекрасно себя чувствовать в Лондоне даже без галстуков (вера не велит), а Западу — закрывать глаза на эксцессы в виде отрубания голов и побивания камнями. Пока сам народ Саудовской Аравии принимает такие правила жизни, никто не будет вмешиваться во внутренние, пускай и достаточно неоднозначные, дела династии Аль-Саудов. 
Арест Фирташа по запросу ФБР США — всего лишь предтеча грядущих жертв в стане прокремлевских олигархов Примерно так же дела обстояли и с Россией. Россияне терпят своих правителей и олигархов, а это значит, что они в общем легитимны, и на фоне миллионов, которые они тратят в Европе, их вполне можно впустить в «лучшие дома». При одном условии: они ведут себя прилично, откровенно не зверствуют на родине, находясь на европейской территории и в бизнесе — живут по правилам. За это их объявляют носителями загадочной русской души и в целом прощают внутриполитические эксцессы.
При этом если говорить об элите кремлевской, она должна понимать, что Россия — страна третьего мира. Так бывает — даже великий Рим после краха империи превратился в форменное захолустье. Российская элита живет на Западе, потребляет западные бренды, пользуется привилегиями западного правопорядка и образования, в конце-концов, хранит на Западе выведенные из России сотни миллиардов долларов. Все это с позволения реальных распорядителей — США и западноевропейской цивилизации в целом.
Жизнь, таким образом, идет своим чередом. Эксцентричный Михаил Прохоров гудит в Куршевеле, Роман Абрамович заходит в очередной итальянский порт на своей суперяхте, а Путин мирно проведывает свою дочь в Голландии. И тут внезапно все переворачивается вверх дном из-за отдельно взятого Владимира Владимировича, который, разобидевшись на украинский Майдан и уверовав в собственную пропаганду о себе самом, решает, что он не руководитель коррумпированной сырьевой страны, а Аттила — бич Божий.
Такое внезапное изменение поведения влечет для западных политических элит одно очень нехорошее последствие. Политиков начинает настигать отложенная стеснительным умолчанием общественная критика: от  правой — «проспали мировую угрозу», до левой — «да как можно было вот с ЭТИМИ все последние годы за одним столом сидеть». Груз многолетнего замалчивания обрушивается на голову лидерам влиятельных стран. Вслед за этим обрушиваются рейтинги и перспективы. Такое не забывается и не прощается.
Арест Фирташа по запросу ФБР США — всего лишь предтеча грядущих жертв в стане прокремлевских олигархов. С этой точки зрения выходить из крымской ситуации Путину поздно. В нее не надо было входить. Вне зависимости от исхода крымского кризиса, Кремль и его бизнес-партнеров будут ставить на место жестко и болезненно. 
Сергей Высоцкий,  ЛІГАБізнесІнформ

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий